ГБУ РТ "Кызылский дом-интернат для престарелых и инвалидов"

Новости

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА

       Проблема адаптации рассматривается как многоплановый, многогранный процесс, в результате которого достигается новое качество, в частности, в жизнедеятельности пожилого человека. Под влиянием адаптационного процесса, новых факторов психологического, социального, социологического и бытового характера возможна перестройка личности, способная к осуществлению активной деятельности в новых условиях.

Социальная адаптация - это процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации.

«Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в силу возраста, приспосабливаются к обществу, и как общество приспосабливает старых людей к себе

Выделяют следующие стадии социальной адаптации:

1) начальная (знакомство, узнавание о требованиях среды или группы);

2) стадия терпимости (не хочу, но надо);

3) аккомодация (принятие правил поведения в новой социальной среде или группе);

4) ассимиляция (полное принятие тех правил поведения, которые предъявляет группа).

Социальная адаптация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс, т.к. она имеет специфику и отличия от общего представления о социальной адаптации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств:

·         преобладание граждан преклонного возраста;

·         тяжелое состояние здоровья;

·         ограниченная способность к передвижению.

Во многом сложность социальной адаптации в пожилом возрасте заключается в изменениях различных сфер жизнедеятельности:

·         в интеллектуальной сфере – появляются трудности в приобретении новых представлений и приспособлений к непредвиденным обстоятельствам. Такими трудностями могут оказаться обстоятельства, с которыми легко справлялись в молодые годы. Но необходимо иметь ввиду, что психические процессы у пожилого человека протекают медленно и для оценки ситуации ему потребуется больше времени, что не является отклонением от нормы.

·         в эмоциональной сфере – происходит постепенное ослабление контролирующей функции головного мозга, что влечет за собой проявление некоторых черт характера и темперамента, которые в молодые годы без усилий держались в «узде» и маскировались, а к старости стали более явными. В связи с этим поведение становится более агрессивным, или напротив, появляется склонность к грусти и слезливости. Поводом для таких реакций может стать любая ситуация (просмотр кинофильма, утерянная старая вещь, ситуация, напомнившая события молодости). Для большинства людей старшего возраста свойственны «стертость» эмоций, преобладание негативных переживаний, снижение самооценки, что вызвано разнообразными физиологическими и социально-экономическими факторами. Творческий подход к жизни в позднем возрасте помогает сохранять интеллектуальный уровень, является источником положительных эмоций, способствует интеграции в социум.

·         в моральной сфере – отказ от принятия новых норм, ценностей и манеры поведения может привести к конфликтам пожилого человека с окружающими, следствием чего будет замыкание в своем мире.

Также одной из особенностей адаптации в условиях дома-интерната является различие между адаптацией мужчин и женщин. Это объясняется разными стилями жизни представителей обоих полов: более сильной самоидентификацией мужчин с профессиональными социальными ролями, а женщин – с семейно-домашними. В то же время в случаях, когда женщина ассоциирует себя с ролями «матери» и «жены», то процесс адаптации к старости и новым социально-средовым условиям происходит менее болезненно.

При поступлении в дом-интернат, пожилой человек «проходит» определённые этапы:

·         поступление и пребывание в приёмно-карантинном отделении (7-14 дней);

·         поселение в жилую комнату;

·         пребывание в течение первых 6 месяцев;

После двухнедельного пребывания в приемно-карантинном отделении, когда происходит расселение получателей социальных услуг по месту их основного проживания в доме-интернате, возникают дополнительные эмоциональные нагрузки для проживающих граждан. Перед ними встает проблема вынужденного приспособления к новым условиям с длительной перспективой. Поиск нового жизненного стереотипа, вынужденное общение с незнакомыми, не всегда приятными людьми, строгая регламентация распорядка дня - все эти обстоятельства ведут к возникновению кризиса первого месяца адаптации. Первый месяц пребывания в доме-интернате, связанный с переводом на постоянное место жительства, наиболее трудный. На данном этапе очень важна роль специалистов учреждения социального обслуживания, которые помогают минимизировать негативные последствия социальной адаптации. В первую очередь, это штат психолога, проводящей различные мероприятия с вновь поступившими пожилыми людьми, направленные на диагностику и коррекцию уровня тревожности и адаптированности.

Таким образом, адаптация пожилых людей в условиях дома-интерната является сложным процессом в связи с изменениями психофизиологических и социальных особенностей человека. По мере старения убывает психическая и физическая деятельность, нарастает интеллектуальная и соматическая несостоятельность.

Поэтому, можно сделать вывод, что поступление в дом-интернат связано для пожилых людей с ломкой жизненного стереотипа, с необходимостью осознания смены привычного окружения, разрыва с прежним образом жизни и с ситуацией «выживания» в новой среде.

Наверх